Сюгэн-но

Сюгэн-ноСюгэн-но - танцевальное представление с элементами драмы, исполнявшееся горными монахами-отшельниками ямабуси и сформировавшееся к середине XIII века. Название представления происходит от названия учения сюгэндо.

Чаще всего спектакли сюгэн-но исполнялись в святилищах в залах для поклонения, реже — в гостиной тоя в домах чиновников. Представления проходили без использования декораций; на сцене присутствовал хор из нескольких человек, певший во время действия. В спектаклях актёры использовали маски других театральных представлений — кагуры, дэнгаку, кёгэна. Основными музыкальными инструментами, использовавшимися в сюгэн-но, были большой барабан, флейта, цимбалы и трещотка сасара

Спектакль сюгэн-но длился с раннего вечера до полуночи и включал в себя десять танцевальных пьес с небольшим количеством диалогов средней продолжительностью 30 минут. Каждая такая пьеса делилась на пять частей: она начиналась с музыкального вступления синка ("начальная песня") и песни макудэ ("подъём занавеса"). После поднятия занавеса появлялся танцовщик и исполнял дзи-маи — танец, с помощью которого персонаж представлял себя. Следом под звуки песни самадатэ ("описание"), в которой излагалось основное содержание пьесы, он исполнял танец и пантомиму, соответствующие тексту песни. Затем исполнялся заключительный танец си-маи.

Танцы сюгэн-но подразделяются на четыре категории:

 • танцы ритуального характера гирэй-маи;
 • молитвенные и заклинательные танцы кито-маи, показывавшие физическую силу ямабуси либо их способность изгонять демонов;
 • воинские танцы буси-маи, изображавшие легендарные сцены сражений;
 • «шутовские танцы» докэ-маи, в основе которых лежали комические и гротескные истории из жизни простого народа.