Дэдзима

ДэдзимаДэдзима - искусственный остров в форме веера в бухте Нагасаки (Япония). С 1641 по 1853 год, в период японской самоизоляции, известной как сакоку, служил голландским торговым портом.

Строительство искусственного острова началось в 1634 году по приказу сёгуна Иэмицу изначально как места торговли и хранения товара для португальских купцов. В 1637 году случилось восстание в Симабаре, в котором самое активное участие принимали японские христиане, после которого сёгунат решил изгнать всех европейцев из Японии. Однако, учтя ту помощь, которую оказали голландцы в подавлении восстания и тот факт, что они исповедовали кальвинизм, не занимаясь миссионерской деятельностью, сёгун разрешил Голландской Ост-Индийской компании вести торговлю через Нагасаки.

Поначалу голландское представительство занимало довольно обширные площади в порту Хирадо. В 1637—1639 годах голландцы решили оборудовать торговую факторию в Хирадо каменными домами и складами, что и послужило поводом к их изгнанию на остров Дэдзима. Дело в том, что эти самые даты они выбили на элементах зданий, а по указу бакуфу любые христианские символы, в том числе и христианское летоисчисление на территории Японии были полностью запрещены.

Эта небольшая оплошность голландцев позволила обвинить их в неспособности соответствовать строгим правилам сакоку, в 1641 году торговая фактория в Хирадо была разрушена, а голландцам пришлось довольствоваться гораздо менее комфортной Дэдзимой. Кроме того, сёгун обязал голландцев менять своих представителей в Японии ежегодно, дабы они не обзавелись опасными связями на островах.

С этого момента торговать с Японией разрешалось только Китаю и Голландии. Существенным фактом было то, что Дэдзима — искусственный остров, а значит, нога чужаков не касалась священной земли Японии. Сам остров был откровенно маленьким — всего 120 на 75 метров. С островом Кюсю его соединял небольшой мостик, охраняемый с обеих сторон. На голландской его части были ворота. Кроме торговых складов, на острове были построены дома, вмещавшие до 20 человек и несколько залов для официальных визитов японских представителей. С японской стороны, кроме стражников, присутствовало довольно многочисленное официальное представительство.

Смотритель островас 50 помощниками, большое количество купцов, около 150 переводчиков — все они получали плату за счёт Ост-Индской компании. Дэдзима, оставаясь территорией Эдо, управлялась губернатором, отвечающим за все контакты между островом и Японией. Он лично должен был досматривать голландские корабли заходящие в порт, изымать любую религиозную литературу (религиозные службы на острове были строго запрещены), снимать с кораблей парусное вооружение до тех пор, пока те не получат официальное разрешение на отплытие.

Несмотря на то, что всю эту делегацию приходилось содержать голландцам, торговля с Японией оставалась очень прибыльной до конца XVIII века. К тому времени ограничения сакоку усилились и в порт стали пускать не более двух кораблей в год. После банкротства Голландской Ост-Индии в 1795 году, управление Дэдзимой перешло в руки государства. Особо тяжёлые времена переживала фактория во времена, когда Нидерланды, в тот момент называвшиеся Батавской республикой, находились под контролем Наполеона, и у торговцев не было никакой связи с родиной. В течение пяти лет Дэдзима оставалась (наряду с Голландской Гвинеей) одним из двух мест на Земле, где реял голландский флаг.

Изначально основным спросом пользовался шёлк из Китая, однако позже голландцы смогли заинтересовать Японию сахаром, что оказалось гораздо более выгодным товаром. Кроме того спросом пользовались оленьи шкуры и разнообразные кожи из Азии, а также изделия из шерсти и стекла из Европы. Из Японии голландцы везли в основном серебро и другие металлы.

Особо стоит отметить частную инициативу (kanbang) некоторых торговцев, обычно из управляющих Дэдзимой — продажа книг и различных научных инструментов не только приносила хороший доход торговцам, но и позволяла Японии стремительно навёрстывать технологическое отставание от запада. За несколько десятилетий Японцами было куплено более 10000 иностранных книг охватывающих самые разнообразные науки, что послужило центральным фактором движения рангаку.

За всю двухсотлетнюю историю Дэдзимы (1641-1847 годы) порт посетили 606 голландских кораблей. По началу голландцы торговали свободно, но с 1671 года сёгун, опасаясь европейского влияния, всё сильнее ограничивал торговые обороты. Сначала было введено ограничение в 5 кораблей в год, затем, с 1715 года — 2 корабля, с 1790 года и вовсе один, хотя позже всё же вернулись к практике двух кораблей в год.

Во время Наполеоновских войн, когда Нидерланды стали провинцией Франции, британский флот препятствовал торговле и открыто атаковал голландские корабли. Однако снабжение Дэдзимы и торговля продолжались при помощи нейтральных судов из Америки и Дании. После освобождения Нидерландов в 1815 году возобновилась регулярная торговля.

От старого Дэдзимы осталось немного: в середине XIX века, когда ограничения для иностранцев были сняты, его присоединили к Нагасаки, засыпав каналы. Последние пятнадцать лет, однако, здесь ведутся работы по реконструкции голландского поселения и даже превра­щению Дэдзимы обратно в остров. Уже сейчас открыты ­несколько жилых зданий и складов с воссозданной обстановкой XIX века (в них можно заглянуть бесплатно) и небольшой исторический музей в здании протестантской семинарии 1877 года.